Горячая линия:(343) 268-46-86 298--03-29 8-800-555-41-50 (499) 922-06-21


Путь Ермака

Главная страница » Путь Ермака

О походе атамана Ермака и его казачьего войска в Сибирь написано много. Как художественных трудов, так и исторических изысканий. У Ермака, увы,  не было своего Антонио Пигафетты, который  вел дневник и подробно описал всю кругосветку Ф. Магеллана. Поэтому ученым и исследователям приходится довольствоваться лишь косвенными доказательствами, сверять тексты различных летописей, царских указов и воспоминаний современников похода.

О боевых действиях казаков в Сибири у историков имеются достаточно подробные сведения. А вот о самом переходе дружины Ермака от низовьев Чусовой до берегов Тобола известно гораздо меньше. А ведь это расстояние в полторы тысячи километров!

Василий Суриков. "Покорение Сибири Ермаком", 1895

 

Вся информация на сей счет сводится примерно к следующему: казаки на стругах отплыли из Верхнечусовских городков вверх по Чусовой то ли осенью, то ли в середине лета 1579?, 1581? 1582? года, поднялись по ее правому притоку  р. Серебряной до уральского водораздела. Где-то здесь стали на зимовку. По весне спустились к реке Тагил, по Тагилу – в Туру, по Туре – в Тобол, где в октябре месяце начались сражения с войсками сибирского владетеля Кучума…Все. Никакой конкретики, одни общие фразы. При такой неопределенности у любого любителя исторических подробностей могут возникнуть следующие вопросы:

 

Время старта экспедиции Ермака на восток

Точная дата старта войска Ермака доподлинно неизвестна. Её определяют как 1579, 1581 и 1582 годы. Скорее всего, это был  1582 год. Но нам интересен не столько год, сколько время начала экспедиции.

Хрестоматийной датой, (согласно Ремезовской летописи), считается 1 сентября. По другим источникам – середина лета. На самом деле это принципиальный вопрос. Давайте рассуждать последовательно. Начнем с численного состава казачьего войска.

Сколько людей было в дружине Ермака?

Казаков с Яика на Сылву (левый приток Чусовой) пришло 540 человек. Плюс 300 ратных людей им в помощь отрядили  Строгановы. Итого порядка 800 человек. Эта цифру никто не подвергает сомнениям. Она очень важна для дальнейших рассуждений.

 

На каких судах войско Ермака отправилось в поход?

По некоторым сведения, войско Ермака погрузилось на 80 стругов. Или на каждое судно примерно по 10 человек. Что представляли собой эти «струги»? С большой долей вероятности можно предположить, что это были большие весельные плоскодонные лодки, годные для прохода по неглубоким уральским рекам.  

Вообще, весельная плоскодонная лодка на Урале - самое распространенное судно. Парусной «культуры» тут не было как таковой, просто потому, что негде плавать под парусами. Парус требует мачты, а мачта – такелажа, парусины и т.д. С косым парусом на узкой реке много не «поманеврируешь». А прямой парус полезен только при попутном ветре. На таких извилистых реках, как Чусовая или Серебряная ловить попутный ветер – гиблое дело. Паруса в этой части похода были бы просто помехой. Хотя они могли пригодиться потом - на Туре, Тоболе и Иртыше. Поэтому совершенно отвергать наличие каких-то легких парусов на казацких стругах не стоит. Но при движении вверх по Чусовой и ее притокам основным двигателем была мускульная сила.

 

 

Возможно так выглядели струги, на которых шло войско Ермака

 

Конструкция лодок

Чусовая и другие уральские реки в среднем течении каменисты и крайне мелководны. Стало быть, у лодки должна быть мелкая осадка. Её дает, как уже сказано, только плоскодонка. Кроме того, Ермак и его атаманы знали, что придется преодолевать уральский водораздел волоком. Поэтому лодки должны были быть не большие и не тяжелые, чтобы их можно было перетащить по неподготовленному волоку. А где надо – даже на руках.Кстати, посмотрите внимательно вверх на картину В. Сурикова. На переднем плане хорошо различим казачий струг - художник представил его как обычную лодку.

 

Грузоподъемность лодок

10 человек плюс столько же груза. Груз – припасы, снаряжение и оружие (пищали, мелкие мортиры и большой запас пороха и картечи).Гребцы сидели парами, на каждое весло 1 человек. Возможно, был рулевой. На мелких перекатах, которых на Чусовой (и особенно на Серебряной) предостаточно, люди выходили прямо в воду и шли по дну, чтобы протащить лодку со снаряжением.

В сентябре на Урале вода в реках уже холодная. Сушиться и обогреваться в походе негде. Резиновых сапог еще не изобрели. Шагать в холодной воде голыми ногами значило заполучить полный букет болезней - от простуды и артрита до воспаления легких. Ермак не мог этого не понимать. Уже по одной этой причине утверждение о начале похода в начале осени, «на зиму глядя», вызывает большие сомнения. Разумно было успеть пройти мелководные уральские реки по теплу.

О скорости передвижения

На современной байдарке вниз по течению на Чусовой можно делать 20-30 километров в день, если грести 8 часов подряд. Скорость течения самой Чусовой в середине лета между перекатами невелика – от 2-х до 5 км/час. Скорость груженой гребной лодки в стоячей воде при длительной размеренной гребле - максимум 7-8 км/час. (Причем увеличение количества гребцов не добавляет скорости в той де пропорции, лишь несколько уменьшается нагрузка на каждого гребца.)

Тогда скорость продвижения казачьих стругов вперед относительно берега будет ~ 3-5 км/час. В том числе и в тех местах, где лодки тащили на веревках с берега, подобно бурлакам. Если допустить, что веслами и ногами работали по 8-9 часов в день, то флотилия могла продвигаться  вперед примерно на 25-30 км в сутки. Но с учетом перекатов, обносов, вынужденных остановок, усталости к концу дня и прочих тормозящих моментов типа ремонта лодок,  20 км в день – это самая оптимистичная дневная дистанция. Причем к концу дня руки у гребцов должны были просто отваливаться от усталости. А ведь еще нужно стать на ночлег, развести костер, приготовить еду, поспать хорошо, чтобы восстановить силы…

 

 Подъем к водоразделу

Серебряная - типичная уральская мелкая и неширокая речка. В верхнем течении просто каменистая, с лесными завалами и непроходимым буреломом по берегам. Идти по ней на веслах можно только до середины пути. А дальше надо лодки либо тягать, либо толкать шестами.  

 

Река Серебряная

Длина (км): 147

Притоки: реки Шурыш, Большой Потяж, Луковка, Даньковка, Клыктан, река Журавлик (91 км), река Кокуй (96 км).

Исток : Около горы Подпора, в 6 км от поселка Хребет-Уральский.

Устье: Река Чусовая, 179 км от устья, Пермский край близ села Усть-Серебряная.

Населенные пункты на берегу: п. Серебрянка, п. Кедровка, с. Усть-Серебряная.

Средняя скорость течения (кроме перекатов): 6–7 км/час в верховьях

Ширина в верхнем течении/среднем/нижнем (м): 5-8/15

Река пригодна для туристического сплава. Первые 20 километров реки очень интересны и довольно трудны для прохождения., Изобилует препятствиями, сильно петляет, лес растет вплотную к берегам. Здесь много перекатов, прижимов, нависающих и поваленных деревьев, завалов. После впадения речки Кокуй ширина Серебряной возрастает до 15 метров. Лес по берегам густой, местами труднопроходимый.

 

По легенде

По Серебряной у древних пермяков, а потом и у манси проходил путь в Зауралье. Чтобы справиться с Серебряной, казакам Ермака приходилось вбивать поперек реки сваи и натягивать на них паруса, чтобы «подпруживать» реку и преодолевать перекаты.

Нетрудно догадаться, что подъем по р. Серебряной был не менее напряженным, чем гребной марафон по Чусовой. Скорее всего, в самом верхнем течении лодки просто тянули веревками или толкали, сойдя в воду, идя прямо по дну речки. А это, повторим,  невозможно делать в холодной сентябрьской воде.

Можно предположить, что вверх по Серебряной ратники Ермака поднимались дней 10-15 «со всеми остановками» и дошли примерно до нынешнего поселка Кедровка. Ближайшая речка, текущая уже на восток - Баранча и ее притоки Актай и Журавлик (Жеровля).

Река Баранча впадает в реку Тагил. По Баранче, в принципе, уже можно сплавляться вниз к Тагилу. А Тагил в этом месте – вполне «судоходная» река для стругов, уже можно махать веслами «в полный рост».

 

Красными точками показан один из вероятных маршрутов волока

 

Волок

Но от Серебряной до Актая-Журавлика-Баранчи надо было волочь лодки по земле. Оборудованного волока как такового просто не существовало. Стояла нетронутая тайга. Значит, надо было пробить просеку (дорог же тоже не было!), навалять бревна поперек дороги и тащить лодки по ним. Либо просто по земле. 10 здоровых мужиков утащат пустую лодку без труда. Груз, скорее всего, переносили на себе. Добравшись до места, где ширина ручья равнялась ширине лодки, можно было спускать их на воду.

Так зимовал или не зимовал Ермак на Уральском хребте?

Хрестоматийным же местом в истории похода «Ермакова войска» является утверждение, что казаки, поднявшись до верховьев р. Серебряная, остановились на зимовку на водоразделе. Указывают даже место - примерно в районе речки Кокуй.

Продолжим рассуждать логически. Место - дикая тайга, почти нет поселений и людей. Чем, спрашивается,  шесть-восемь месяцев кормить 800 человек? Грабить некого. Везти с собой такое количество съестных припасов нереально. Да и кто им столько припасов припас? (Допустим, что 1 человек съедает в день 1 кг еды. На 200 дней стоянки потребуется 200 кг на каждого воина. Или 2 тонны на каждую лодку! )

Дальше. На зиму надо было ставить какое-то жилье, рыть землянки, делать печки. Из чего? Надо было ограждать лагерь каким-то тыном, чтобы обезопасить себя от внезапного нападения вогульских или татарских отрядов. Колоссальная работа! С военной точки зрения стоять на водоразделе было просто опасно. У казаков не было лошадей. А у их врагов лошади были. И, вычислив месторасположение и количество казаков, можно было  легко организовать конный рейд против них превосходящими силами.

И еще. Не найдено ни одного вещественного доказательства такой длительной остановки. Археологическая экспедиция «По следам Ермака», организованная в 70-80-х годах прошлого века Уральским университетом, Нижнетагильским краеведческим музеем и журналом «Уральский следопыт» пыталась найти место зимовки дружины Ермака на предполагаемых маршрутах перевала. Результат – ничего не нашли. Подробнее читайте здесь.   

 

Казаки на р. Тагил построили себе новый флот

Есть версия, что казаки побросали свои струги при подъеме на перевал на р. Серебряная, спустились пешком к реке Тагил (к Ермакову городищу или другому месту) и здесь построили новые струги. Но для того, чтобы строить струги, нужны доски. В больших количествах. Значит, казаки должны были предусмотрительно запастись пилами, гвоздями, пропиткой, построить лесопилку, таскать на себе бревна к этой самой лесопилке, вручную напилить столько досок! С трудом представляю себе вольных казаков-разбойников, промышлявших грабежами и войной (фактически бандитов с большой дороги!), таскающее на хребте бревна и строящее целый флот! Опять же, на место такого объемного строительства непременно должны были остаться следы. Но ведь ничего нет…

Есть мнение, что казаки построили плоты. Да, плоты делать просто. Но плоты тихоходны и крайне неповоротливы. На плоту не пройти мели и перекаты. А дальше по Туре и Тоболу на широкой воде - как на плотах маневрировать и передвигаться? Кроме того, плоты крайне уязвимы для стрел противника.

Итак, Ермак со товарищи, преодолев самый трудный участок пути посуху, спустились в Баранчу, потом в Тагил, из которого полным ходом рванули по Туре к Тоболу. О таком варианте развития событий свидетельствуют и даты первых стычек казаков с воинами Кучума – 20 октября. А 26 октября столица Сибирского ханства уже пала под натиском Ермаковой рати.

Контактные данные

Офис: г. Екатеринбург пр.Ленина,24/8 оф.443

Горячая линия:(343)268-46-86 8-800-555-41-40 автоинформатор (343)298-03-29 (499) 922-06-21

Тел/факс:(343) 359-88-11

whatsapp wiber telegram +79506569964

Для корреспонденции: 620137 г. Екатеринбург, ул.Блюхера,51-13

Электронная почта:info@welcomeural.ru

Схема проезда

SMS-жалобы

SMS на номер +79506569964


При отправке просьба указывать туроператора, суть жалобы и контакты в области whatsapp wiber telegram +79506569964



Реестр ТИЦ Компании Екатеринбурга Рейтинг РосФирм


free counters free counters
Версия для КПК       

Рассылка 'Въездной и внутрений туризм Урала'
Въездной и внутрений туризм Урала
Все материалы официального интернет-портала Информационно-туристического центра Свердловской области (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется. (c) НП ИТЦСО 2007-2017