Урал космический
Главная страница » Урал космический12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал комический корабль «Восток» с пилотом на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. За 108 минут корабль «Восток» совершил один оборот вокруг нашей планеты и приземлился на Землю. Начиная со следующего года, 12 апреля в стране стали отмечать День космонавтики. Немногие знают, что огромный вклад в развитие космонавтики внес и Урал.
На Урале, на заводе «Уралмаш», были выплавлены штампы повышенной прочности, на которых изготовили полусферы корпуса первого спутника Земли. Существует любопытная легенда. Когда корпус был готов, его приехал смотреть С.П. Королев. Посмотрев, спросил: «Кто варил?». Из толпы вышел человек. Королев: «Вручную?». Тот подтвердил, что вручную. Королев же заметил, что теперь начинается новая эпоха для человечества, и уже нельзя работать кустарно.
Первый искусственный спутник Земли имел форму шара диаметром 58 см и весил 83,6 кг. От него отходили четыре антенны для передачи сигнала.
Первый искусственный спутник Земли Отличились и другие уральские предприятия.
Кварцевые резонаторы, испускавшие знаменитые позывные спутников («бип-бип-бип…») придумали и создали на Свердловском НПО «Автоматика». Это был сдвоенный радиопередатчик мощностью 1 Вт. Его сигнал можно было поймать даже на любительских радиоприемниках. Цех по производству кварцевых резонаторов закрыли лишь в 1991 году, когда они стали не нужны в современных устройствах. Однако, на «Автоматике» и в наши дни продолжают работать на «космос». Изготавливаемая здесь цифровая распределенная система управления не имеет аналогов в ракетно-космической отрасли. Ее устанавливают на ракеты «Союз-2» и «Русь».
В 2010 году на территории НПО «Автоматика» открылся музей производства космической техники. Здесь можно увидеть макет первого искусственного спутника, кварцевые резонаторы, радиолу середины XX века, фотографии тех лет.
НПО «Автоматика» (г. Екатеринбург)
В Нижней Салде с 1960-х годов работает предприятие «НИИМаш», на котором изготовляют жидкостные ракетные двигатели малой тяги и двигательные установки. В российской космонавтике использовано более 14 тысяч двигателей уральского предприятия.
В ракетоносителях использовались титановые сплавы из Верхней Салды.
ФГУП «НИИМаш» (г. Нижняя Салда)
Свердловское НПП «Старт» проявило себя в разработке и изготовлении заправочного оборудования для космической техники. А в конструкторском бюро криогенной техники «Уралвагонзавода» родились системы заправки жидким кислородом. Ими заправляли даже ту ракету, которая выводила на земную орбиту первый искусственный спутник Земли.
Также нижнетагильский «Уралвагонзавод» выпускал детали для пусковых установок, которые используются и в наши дни.
«Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил)
Отличился и Каменск-Уральский. Применявшиеся в первых советских аппаратах, побывавших на Луне, радиовысотомеры были изготовлены на каменском предприятии УПКБ «Деталь».
В Перми также действуют три предприятия, на которых собирают отдельные узлы или целые двигатели космических ракет. «Протон-ПМ» производит жидкостные двигатели к ракетам-носителям «Протон». НПО «Искра» выпускает ракетные двигатели на твердом топливе, а Пермский завод «Машиностроитель» занимается изготовлением различных механизмов ракет.
Все это «космическое» производство осуществлялось в обстановке строжайшей секретности.
Разработка начата в инициативном порядке в 1941 году конструкторами А. Я. Березняком и А. М. Исаевым в КБ завода №293 в г. Химки (директор завода и главный конструктор КБ — В. Ф. Болховитинов).
Отправной точкой для проектирования самолёта послужило ознакомление в 1940 году А. Березняка с ракетным двигателем, разрабатываемом в НИИ-3 Л. С. Душкиным. Несмотря на то, что двигатель обладал достаточной тягой, он имел достаточно большой расход топлива и окислителя. Таким образом, время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако при этом самолёт имел необычайно большие для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей, стало ясно будущее назначение самолёта — перехватчик. В начале 1940-х РЛС только разрабатывались, и обнаружение потенциальных целей перехватчиков осуществлялось в основном визуально. За время, достаточное для подготовки и взлёта винтовых перехватчиков, группа бомбардировщиков иногда успевала уже отбомбиться. Поэтому концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт — одна быстрая атака — посадка на планировании» выглядела привлекательно не только для советских конструкторов — на аналогичной концепции построен и немецкий Me-163.
После начала Великой Отечественной войны работы резко ускорились: уже 9 июля эскизный проект был передан в ГКО, в августе ГКО принимает решение о постройке самолёта, а уже 1 сентября самолёт без двигателя отправляется в ЛИИ для начала лётных испытаний.
В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 лётчиком Б. Н. Кудриным было проведено 15 полетов. Было подтверждено, что все аэродинамические данные самолета, характеристики устойчивости и управляемости соответствуют расчетным.
В октябре 1941 принято решение об эвакуации завода №293 на Урал. 7 ноября персонал завода начал развёртывание производства в посёлке Билимбай ( г.о. Первоуральск, 60 км. западнее г. Свердловск). К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.
Основные силы КБ были брошены на доводку двигателя Д-1-А-1100, т.к. группа Л.С. Душкина в НИИ-3 в это время уже была занята разработкой двигателя для нового ракетного самолёта самого НИИ-3 - 302. От КБ Болховитинова руководил работами А. Е. Росляков, от НИИ-3 — А. В. Палло (он работал в Билимбае до конца 1942, после чего был отозван в НИИ-3). Вместо заболевшего летчика-испытателя Б.Н. Кудрина командование ВВС направило Г. Я. Бахчиванджи.
20 февраля 1942 во время работы двигателя на стенде в Билимбае произошёл взрыв. В результате пострадали А.В. Палло и Г.Я. Бахчиванджи, были повреждены стенд и двигатель. Однако уже в марте испытания были продолжены.
25 апреля 1942 самолёт был перебазирован на аэродром НИИ ВВС близ г. Кольцово (80 км. от Билимбая). 30 апреля были осуществлены пробные включения двигателя, 2 мая — пробежка по аэродрому, 13 мая — подлёт длиной около 50 м. на высоте около 1 м
Памятник первому советскому реактивному истребителю «БИ-1».
Начало космической эры сказалось не только на уральской промышленности. В 1957 году в Свердловске при Уральском университете была основана станция наблюдения за искусственными спутниками Земли. Три года спустя, в 1960 году в УрГУ открыли кафедру астрономии и геодезии. И, наконец, в 1963 году началось строительство обсерватории близ станции Коуровка. Она была открыта в 1965 году. Первым руководителем Коуровской обсерватории стала профессор К.А. Бархатова. Сейчас Коуровская обсерватория носит ее имя. Это единственная астрономическая обсерватория на Урале.
Cамый старый в России телескоп-рефлектор (Коуровская обсерватория)
С Уралом связаны и отдельные выдающиеся личности. Прежде всего, в годы войны на севере Свердловской области — в городе Серове — жил основоположник космонавтики – Ари Штернфельд. Его вклад в науку о полетах в космос поистине коллосален. Он рассчитал оптимальные траектории космических полетов, ввел понятие космических скоростей и определил их стартовые значения. Более того, именно он впервые ввел в оборот такие термины, как «космонавтика», «космодром», «первая космическая скорость»… Интересно то, что случилось это за несколько десятилетий до запуска первого спутника Земли. При этом государство ему не только не помогало, но и напротив уволило из института. Буквально чудом он избежал советских репрессий, в то время как многих его коллег расстреляли. Теорией космонавтики он занимался дома, в свободное время, в том числе живя в Серове.
Ари Абрамович Штернфельд.
На Урале какое-то время жили и известные космонавты.
Подводя итог, можно сказать, что вклад Урала в развитии космонавтики был неоценим. Да и в наше время на Урале выпускаются компоненты системы управления ракетоносителей «Союз», никель-водородные аккумуляторные батареи для спутников, компоненты для спутников и многое другое.